ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 27RS0006-01-2023-000955-39 |
Дата поступления | 06.03.2023 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц (не явл. госслужащими) органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Коваленко Александра Олеговна |
Дата рассмотрения | 19.04.2023 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 06.03.2023 | 07:45 | 07.03.2023 | ||||||
Передача материалов судье | 07.03.2023 | 07:45 | 07.03.2023 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 09.03.2023 | 14:09 | Административное исковое заявление принято к производству | 09.03.2023 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 09.03.2023 | 14:09 | 09.03.2023 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 23.03.2023 | 10:10 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 09.03.2023 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 23.03.2023 | 10:15 | 27.03.2023 | ||||||
Судебное заседание | 05.04.2023 | 10:00 | Объявлен перерыв | 27.03.2023 | |||||
Судебное заседание | 19.04.2023 | 12:30 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 06.04.2023 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 04.05.2023 | 13:41 | 22.05.2023 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Гаровка-1 Хабаровского края | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Прокуратура Хабаровского района | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Управление образования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края |
Решение в окончательной форме изготовлено: 04.05.2023
Дело № 2а-937/2023
УИД 27RS0006-01-2023-000955-39
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Хабаровск 19 апреля 2023 года
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Коваленко А.О., при секретаре судебного заседания Лебедевой А.А., с участием представителей административного истца Васильевой Н.В., Кузькиной Е.С., представителя административного ответчика МБОУ СОШ с. Гаровка-1 Антоновой С.Е., представителя административных ответчиков Страшко Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Гаровка-1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Управлению образования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по соблюдению законодательства об антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хабаровского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Хабаровского района проведен анализ состояния законности на территории Хабаровского муниципального района в сфере соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образовательной системы, в ходе которого в действиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Гаровка-1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Управления образования администрации Хабаровского муниципального района выявлен ряд нарушений Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, в связи с чем просит признать незаконным бездействие административных ответчиков в части не обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории), не обеспечении финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории); возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Гаровка-1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края обязанность по обеспечению охраны объекта и территории, расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с Требованиями антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 путем обеспечения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуация; возложить на Управление образования администрации Хабаровского муниципального района обязанность профинансировать расходы, связанные с обеспечением охраны объектов и территории, расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с Требованиями антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании представители административного истца – старший помощник прокурора Хабаровского района Васильева Н.В., помощник прокурора Хабаровского района Кузькиной Е.С. административное исковое заявление поддержали по изложенным в нем доводам. Дополнительно пояснили, что просят возложить на административных ответчиков указанную в иске обязанность до ДД.ММ.ГГГГ, к началу нового учебного года. Бездействие административных ответчиков заключается в том, что, несмотря на частично устраненные нарушения, до настоящего времени требования прокурора не исполнены. Проведение прокурором выездной проверки – не является обязательным условием. Способы устранения нарушений являются многочисленными и их выбор остается на усмотрение административных ответчиков, прокурор не вправе указывать субъекту хозяйственной деятельности, какие конкретно технические средства ему приобретать, в какое конкретное учреждение необходимо обратиться для исполнения требований, изложенных в административном иске. Представленные административным ответчиком документы доводы административного иска не опровергают, не свидетельствуют об устранении нарушений норм действующего законодательства и отсутствия бездействия.
В судебном заседании представитель административных ответчиков МБОУ СОШ с. Гаровка-1 Хабаровского муниципального района, Управления образования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Страшко Д.А. с административными исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что Образовательным учреждением и Управлением образования принимаются меры по устранению выявленных нарушений, в связи с чем требование о признании незаконным бездействия необоснованно. Прокурорская проверка проводилась без выезда в учебное заведение, то есть объективной оценки состояния учебного заведения не было. Административным ответчикам не понятно, как выглядит система оповещения, оборудование, имеются ли организации, которые занимаются вопросами установки такого оборудования. Кроме того, на 2023-2024 годы запланирован капитальный ремонт здания школы, в ходе которого предусмотрено, в том числе, оснащение здания школы системой оповещения и управления эвакуацией. С целью утверждения проектной документации была проведена экспертиза. С учетом указанного, а также того факта, что бюджет на 2023 год уже утвержден, просила установить срок для выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного ответчика МБОУ СОШ с. Гаровка-1 Антонова С.Е. с административными исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что Образовательным учреждением не устранены выявленные нарушения в связи с отсутствием финансирования. Вместе с тем, в школе организована работа по обеспечению безопасности учащихся и работников школы и антитеррористической защищенности школы, проводятся тренировки по эвакуации учащихся и работников школы. Кроме того, в школе планируется проведение капитального ремонта.
Выслушав представителей административного истца, административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Гаровка-1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее – школа, образовательное учреждение) осуществляет образовательную деятельность, учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование – Хабаровский муниципальный район Хабаровского края, полномочия учредителя от имени Хабаровского муниципального района Хабаровского края осуществляются Управлением образования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Согласно паспорту безопасности, образовательному учреждению присвоена четвертая категория опасности.
На момент рассмотрения дела судом, категория опасности образовательному учреждению не изменена.
В ходе проведенной прокуратурой Хабаровского района проверки исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности в марте 2023 года установлено, что образовательное учреждение, которое ранее относилось к третьей категории опасности и в феврале 2023 года отнесено к четвертой категории опасности, не оборудовано и не обеспечено системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Существующая охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической защиты образовательного учреждения, поскольку отсутствует комплекс мер антитеррористической защищенности, установленный действующим законодательством.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. 7 указанной статьи, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу пункта 7 статьи 2, части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 4 и пункту 6 части 1 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) – это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с пп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорт безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и форма паспорта безопасности мест массового пребывания людей (далее – Требования к защищенности ММПЛ). Данные требования устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
Согласно пункту 2 Требований к защищенности ММПЛ, перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов РФ или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей (пункт 5 Требований к защищенности ММПЛ).
В силу пункта 5 Требований к защищенности ММПЛ, в рамках использования сил и средств органов внутренних дел и войск национальной гвардии РФ по обеспечению правопорядка патрули должны быть максимально приближены к местам массового пребывания людей с целью оперативного реагирования на изменение оперативной обстановки.
Согласно пункту 26 Требований к защищенности ММПЛ, в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.
Кроме того, во исполнение вышеуказанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Требования к защищенности объектов Министерства просвещения РФ, Требования), которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ.
Согласно подпунктам «а», «в» пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с подпунктом «г» пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Пунктом 24 Требования к защищенности объектов Министерства просвещения РФ установлены мероприятия в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности.
В частности, подпунктом «д» пункта 24 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) четвертой категории опасности осуществляются мероприятия оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Таким образом, закон и подзаконные акты предусматривают меры, которым в обязательном порядке должны соответствовать объекты, относящиеся к сфере деятельности Министерства образования, в том числе, образовательные учреждения.
Выполнение этой задачи направлено на обеспечение безопасности учащихся, работников учреждения, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Установлено, что прокуратурой Хабаровского района ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя образовательного учреждения и Главы Хабаровского муниципального района вносились представления об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательной организации.
Из акта обследования и категорирования МБОУ СОШ с. Гаровка-1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, составленному комиссией в составе: и.о. начальника и заместителя начальника Управления образования администрации Хабаровского муниципального района, представителя Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Хабаровскому муниципальному району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС по Хабаровскому краю, представителя Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю», следует, что по результатам обследования комиссия решила присвоить МБОУ СОШ с. Гаровка-1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края четвертую стадию категорирования, рекомендовать директору принять первоочередные, неотложные мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности, устранение выявленных недостатков, в том числе, оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, которая в проверяемом образовательном учреждении отсутствует.
Как следует сообщения директора МБОУ СОШ с. Гаровка-1 от ДД.ММ.ГГГГ, направленному в ответ на запрос прокурора Хабаровского района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, рекомендации оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не исполнены.
Ответ аналогичного содержания дан директором МБОУ СОШ с. Гаровка-1 от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора Хабаровского района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства позволяют прийти к выводу, что образовательным учреждением не в полном объеме соблюдаются требования законодательства об антитеррористической защищенности. Здание МБОУ СОШ с. Гаровка-1 не соответствует требованиям законодательства об антитеррористической защищенности объекта, так как не установлены средства оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, которые должны обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта посредством выдачи речевых сообщений в автоматическом и/или ручном режиме (через микрофон) с информацией о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей, средства оповещения должны быть слышны в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение работников, обучающихся и иных лиц.
В соответствии с п.п. 1, 6.1, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.11.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится:
составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района;участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района;
организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу ч. 1 ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к бюджетным полномочиям муниципального образования относится установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
В соответствии с ч.ч. 4 и 6 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В соответствии с требованиями ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а также ч. 3 ст. 2 Закона о противодействии терроризму, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции и осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов образовательного учреждения являются средства бюджета Хабаровского муниципального района в виде субсидии на выполнение муниципального задания и иные цели.
В соответствии с пунктами 2.9, 3.55, 3.57 Положения об Управлении образования администрации Хабаровского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 19.01.2016 № 46-207, Управление образования является главным распорядителем средств, выделенных из бюджета района, в пределах функций, возложенных на Управление образования; в его задачи входит организация работ по финансово-экономическому и материально-техническому обеспечению системы образования района; Управление формирует и утверждает муниципальное задание для подведомственных учреждений в соответствии с предусмотренными его уставом основными видами деятельности.
Руководствуясь приведенными нормами права, суд приходит к выводу, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Доводы представителей административных ответчиков о том, что необходимые мероприятия антитеррористической направленности образовательным учреждением выполняются, в том числе, путем организации работы по обеспечению безопасности учащихся и работников школы и антитеррористической защищенности школы, проведения тренировок по эвакуации учащихся и работников школы, подготовки проектной документации капитального ремонта, запланированного на 2023-2024 годы, по которой проведены экспертиза, а также посредством заключения муниципального контракта № № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по обеспечению правопорядка на объекте, оборудованном тревожной сигнализацией, суд находит несостоятельными, поскольку данные меры не позволяют обеспечить требуемый уровень защиты образовательного учреждения, в связи с чем не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований в данной части, поскольку достижение полной антитеррористической защищенности может осуществляться лишь при комплексном функционировании всех предусмотренных законодательством мер антитеррористической направленности.
Довод представителя административного ответчика Управления образования о том, что Управлением предоставлены субсидии из бюджета Хабаровского муниципального района Хабаровского края Образовательному учреждению на иные цели (в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), в том числе, на проведение капитального ремонта, не свидетельствуют об отсутствии незаконного бездействия административных ответчиков, которые на протяжении длительного времени, с ДД.ММ.ГГГГ достоверно зная о необходимости оборудовать здание школы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не исполнены, каких-либо конкретных мер на выполнение указанного требования не предпринимали.
Тот факт, что в здании МБОУ СОШ с. Гаровка-1 запланирован капитальный ремонт на 2023 – 2024 годы, не может являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку объективная невозможность оборудования данного образовательного учреждения системой оповещения и управления эвакуацией без капитального ремонта, какими-либо доказательствами не подтверждена. Кроме того, сведений о конкретных сроках окончания ремонтных работ суду не представлено, представленное суду заключение экспертизы по проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта здания МБОУ СОШ с. Гаровка-1 утверждено ДД.ММ.ГГГГ, то есть более 9 месяцев назад, при этом доказательств того, что работы по капитальному ремонту начались, заключены муниципальные контракты, суду не представлено.
Отсутствие финансирования, на которое ссылается представитель административных ответчиков, не может служить основанием для несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по выделению средств на организацию образовательным учреждением охраны объекта и исполнений требований действующего законодательства в указанной части. Образовательное учреждение самостоятельно несет обязанность по принятию мер антитеррористической защищенности объекта образования, вместе с тем реализовать такую обязанность может только за счет выделяемых средств бюджета, которые Управлением образования в необходимом размере обеспечены не были.
Принятие мер по безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность, особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания в учреждении несовершеннолетних детей и работников учреждения во время образовательного процесса.
Достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Бездействия ответчиков отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, находящихся в указанном образовательном учреждении, не обеспечивают надлежащую антитеррористическую и противодиверсионную устойчивость объекта, что может способствовать совершению в нем противоправных действий.
С учетом установленных и исследованных по делу обстоятельств и приведенных положений законодательства, суд приходит к выводу о наличии оспариваемого бездействия со стороны административных ответчиков, и необходимости возложения на образовательное учреждение обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности, а на Управление образования администрации Хабаровского муниципального района обязанность по финансированию указанных мероприятий.
Таким образом, административное исковое заявление прокурора Хабаровского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению в полном объеме.
Доводы о том, что прокурорская проверка проводилась без выезда в учебное заведение судом отклоняются, поскольку в силу ст. 22 ФЗ «О прокуратуре» проверки прокуроров могут быть как выездными, так и документальными.
В соответствии с частью 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, резолютивная часть решения суда в случае удовлетворения административного иска должна содержать, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда.
В силу требований статьи 16 Кодекса административного судопроизводства РФ об обязательности судебных актов, статьи 187 Кодекса административного судопроизводства РФ об исполнении решения суда и разъяснений пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение суда должно быть исполнимым.
С учетом фактических обстоятельств дела и необходимости обеспечения права обучающихся и работников на безопасность во время пребывания в образовательном учреждении, суд полагает необходимым установить срок для исполнения административным ответчиком Управлением образования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы представителя административных ответчиков в части предоставления срока выполнения требований решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, суд оценивает как несостоятельные, принимая во внимание дату утверждения акта обследования и категорирования объекта – ДД.ММ.ГГГГ, и положения подпункта «е» пункта 11 Требований к защищенности объектов Министерства просвещения РФ.
Более длительный срок в данном случае не будет соотноситься с интересами неопределенного круга лиц, длительное неисполнение установленных требований административным ответчиком, на которого возложена прямая обязанность принятия мер по противодействию терроризму, создает угрозу жизни и здоровью обучающихся и работников образовательного учреждения, не позволит обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
При этом суд полагает установление для административного ответчика МБОУ СОШ с. Гаровка-1 срока для исполнения возложенных судом обязанностей в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу нецелесообразным, поскольку исполнение обязанности образовательным учреждением напрямую зависит от исполнения Управлением образования обязанности в части финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности. Поскольку наличие объективной возможности реализовать возложенных на образовательное учреждение обязанностей зависит от выделения средств бюджета на эти цели, в случае установления для административных ответчиков единого срока для исполнения решения суда, такое исполнение может быть затруднительным для МБОУ СОШ с. Гаровка-1.
Таким образом, срок исполнения решения суда для МБОУ СОШ с. Гаровка-1 следует установить с момента финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности, при этом трехмесячный срок в данном случае является разумным и достаточным, в том числе для заключения муниципальных контрактов с организацией, осуществляющей услуги по установке системы оповещения и управления эвакуацией.
В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Между тем, согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда РФ в пункте 40 постановления от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы РФ.
Положениями пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в бюджеты муниципальных районов.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор, выступая в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации также освобождены от уплаты государственной пошлины.
Частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В данном случае административный ответчик МБОУ СОШ с. Гаровка-1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края, являясь муниципальным бюджетным учреждением не относится к государственным органам, органам местного самоуправления, имеющим льготы по оплате государственной пошлины. По настоящему делу Образовательное учреждение не выполняет отдельные функции государственного органа, и его участие в деле не связано с осуществлением указанных функций и защитой государственных интересов.
Таким образом, государственная пошлина в размере 2 000 рублей подлежит взысканию с административного ответчика МБОУ СОШ с. Гаровка-1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход бюджета Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 157, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Хабаровского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Гаровка-1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Управлению образования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по соблюдению законодательства об антитеррористической защищенности – удовлетворить.
Признать незаконными бездействия муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Гаровска-1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Управления образования администрации Хабаровского муниципального района в части не обеспечения антитеррористической защищенности объекта, не обеспечения финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности объекта.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Гаровка-1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края обеспечить антитеррористическую защищенность объекта и территории, расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, путем обеспечения: системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств Управлением образования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Обязать Управление образования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края профинансировать расходы, связанные с обеспечением охраны объекта и территории, расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Гаровка-1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края (ИНН №, ОГРН №) в доход бюджета Хабаровского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере 2 000 (двух тысяч) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.О. Коваленко
копия верна
Председательствующий А.О. Коваленко
